Опубликован новый урок по Adobe Illustrator. Как нарисовать бесшовный арабский узор или мозаику, взяв за основу один квадрат.
Опубликован новый урок по Adobe Illustrator. Простой способ нарисовать абстрактный фон с боке, позволяющий быстро менять цвет иллюстрации.
Опубликован новый урок по Adobe Illustrator. Использование глобального цвета и градиент «павлиний хвост» в иллюстраторе.

Подписаться на рассылку
E-mail*:







Урок 15. Бесшовный узор из листьев и использование кисти Art Brush.

Сегодня у нас урок рисования бесшовного узора, а заодно и создание и применение Art Brush. Бесшовный узор по английски называется seamless pattern, поэтому в русскоязычном интернете можно встретить термин симлесс.

Урок Adobe Illustrator. Бесшовный узор из листьев. Результат выполнения урока.

Используемые в уроке инструменты и команды (в скобках даны клавиатурные сокращения для быстрого вызова):

Для начала определимся с объектом паттерна — узор из каких именно объектов у нас будет повторяться. Теоретически, объект может быть любой. Например, когда я придумывала этот урок вариантами были — сердечки, карандаши, перья, цветы, листья. В итоге, я остановилась на листьях. При выборе объекта для узора сразу задумывайте его не очень сложным и главное, без градиентов. Способ, который я буду описывать при разрезании объектов с градиентами изменит их положение — и объекты потом не состыкуются. Вернее, по форме состыкуются, а по заливке — нет. Придется совершать дополнительные телодвижения, чтобы перекрасить объекты, находящиеся на границе паттерна.

Я нарисовала и отсканировала такой стилизованный листик. Вы можете нарисовать любой другой, значения не имеет.

Урок Adobe Illustrator. Бесшовный узор из листьев. Эскиз.

Теперь открываем иллюстратор и создаем новый файл с квадратной рабочей областью 1000x1000 и цветовой моделью RGB. Для этого выбираем File->New или делаем это горячими клавишами ‹Ctrl›+‹N›

Урок Adobe Illustrator. Бесшовный узор из листьев. Создание нового документа.

Если в новом документе нет линеек по краям рабочей области, а их по‑умолчанию не бывает — попросите иллюстратор их вам показать при помощи команды View->Rulers->Show Rulers.

Урок Adobe Illustrator. Бесшовный узор из листьев. Отображение линеек.

Теперь поместите отсканированный эскиз, если он у вас есть, в рабочую область командой File->Place.

Урок Adobe Illustrator. Бесшовный узор из листьев. Помещение эскиза в рабочую область.
Урок Adobe Illustrator. Бесшовный узор из листьев. Помещение эскиза в рабочую область.

Теперь выберите любой инструмент, которым вам удобно рисовать или обводить эскиз. В моем случае это Pen Tool ‹P›:

Урок Adobe Illustrator. Бесшовный узор из листьев. Выбор инструмента Pen Tool.

И аккуратненько обводим свой эскиз пером (ну или что вы там себе выбрали для этого). Я на этом этапе не особенно беспокоюсь о точности:

Урок Adobe Illustrator. Бесшовный узор из листьев. Отрисовка инструментом Pen Tool.

Когда все обведено более или менее нормально, выделите эскиз и удалите его клавишей Delete на клавиатуре. Скорее всего он вам больше не понадобится. Получится вот такая картинка:

Урок Adobe Illustrator. Бесшовный узор из листьев. Удаление эскиза с рабочей области.

После этого я увеличиваю толщину обводки и делаю концы путей закругленными. Просто чтобы они аккуратнее стыковались на острых углах. Сделать это можно либо вызвав палитру Stroke через меню View->Stroke (‹Ctrl›+‹F10›), либо через дубликат палитры Stroke над рабочей областью, как указано на скриншоте:

Урок Adobe Illustrator. Бесшовный узор из листьев. Палитра Stroke.

Я нажала Ctrl+A, чтобы выделить все пути и сделала ширину обводки 6pt и кликнула по средней кнопочке в области Cap, чтобы скруглить концы путей.

Получилась такая красота:

Урок Adobe Illustrator. Бесшовный узор из листьев. Редактирование Stroke.
Теперь берем в руки белую стрелочку Direct Selection Tool ‹A› и аккуратненько подправляем все «места стыковки» путей. Например, было так:
Урок Adobe Illustrator. Бесшовный узор из листьев. Вид путей до корректировки.

Стало так:

Урок Adobe Illustrator. Бесшовный узор из листьев. Скорректированные стыковки путей инструментом Direct Selection Tool

Результат:

Урок Adobe Illustrator. Бесшовный узор из листьев. Полностью отрисованный эскиз.

Тут вы можете еще увеличить толщину обводки, если вам, например, показалось, что она слишком тонкая. Но мне нравится и так.

Теперь из объекта, состоящего из путей я хочу сделать единый объект. Снова выделяю все, что у меня есть на рабочей области сочетанием клавиш ‹Ctrl›+‹A› и выполняю команду Object->Expand

Урок Adobe Illustrator. Бесшовный узор из листьев. Команда Expand.

В диалоговом окне нажимайте Ok.

Урок Adobe Illustrator. Бесшовный узор из листьев. Диалоговое окно команды Expand.

Массив путей превратится в массив объектов с заливкой, но мне этого мало, я хочу единый объект. Для этого мне понадобится палитра Pathfinder. Вызываем ее командой Window-> Pathfinder (‹Shift›+‹Ctrl›+‹F9›)

Урок Adobe Illustrator. Бесшовный узор из листьев. Вызов палитры Pathfinder.

Не снимая выделения с иллюстрации нажимаем левую верхнюю кнопочку в палитре:

Урок Adobe Illustrator. Бесшовный узор из листьев. Использование палитры Pathfinder.

И у нас единый объект, имеющий только заливку:

Урок Adobe Illustrator. Бесшовный узор из листьев. Использование палитры Pathfinder.

В этот момент я осознала, что нарисовала его слишком большим, поэтому я взяла черную стрелочку — инструмент Selection Tool ‹V› и уменьшила листик до приемлемого размера. Относительно размера рабочей области, как‑то так:

Урок Adobe Illustrator. Бесшовный узор из листьев. Уменьшение экземпляра для создания кисти.

А теперь начитается интересная часть урока. Будем делать кисть. Вызываем палитру кистей Window->Brushes ‹F5›

Урок Adobe Illustrator. Бесшовный узор из листьев. Вызов палитры Brushes.

Берем черной стрелочкой наш листик и затаскиваем его в палитру:

Урок Adobe Illustrator. Бесшовный узор из листьев. Использование палитры Brushes. Создание новой кисти.

Выбираем во всплывающем диалоговом окошке Art Brush и жмем Ok:

Урок Adobe Illustrator. Бесшовный узор из листьев. Создание кисти Art Brush.

Иииии… Появляется новое диалоговое окно:

Урок Adobe Illustrator. Бесшовный узор из листьев. Создание кисти Art Brush.

Тут мы проверяем направление рисования кисти Direction, в данном случае, слева направо и выбираем метод окрашивания экземпляров кисти Colorisation Method — «Hue Shift» чтобы цвет экземпляра кисти зависел от текущего цвета обводки.

Нажимаем Ok и получаем новую кисточку в палитре кистей.

После того объект, из которого вы сделали кисть, безжалостно удаляем с рабочей области. Он нам больше не нужен.

Убеждаемся, что в палитре кистей выбрана нужная нам кисть — наш листик и берем инструмент Paintbrush Tool ‹B› в палитре инструментов:

Урок Adobe Illustrator. Бесшовный узор из листьев. Выбор инструмента Paintbrush Tool.

А теперь рисуем кистью как хотим, всячески заполняя листьями рабочую область. Красота, прям листопад:

Урок Adobe Illustrator. Бесшовный узор из листьев. Использование кисти Paintbrush Tool.

Если вам не нравится форма листочка, например, вы слишком сильно повернули или загнули листик вы можете изменить его форму при помощи инструмента Direct Selection Tool ‹A› или в простонародье — белая стрелочка. Каждый листик на данном этапе это всего лишь путь, линия.

Когда вас устроит вид всех листочков снова выбирайте все нарисованное комбинацией клавиш ‹Ctrl›+‹A› и выбирайте в меню команду Object->Expand Appearance, чтобы превратить кисти в обычные объекты с заливкой.

Урок Adobe Illustrator. Бесшовный узор из листьев. Expand Appearance.

Получим вот такую картинку:

Урок Adobe Illustrator. Бесшовный узор из листьев. Результат после использования Expand Appearance.

Теперь выделяйте каждый листик и окрашивайте его по собственному желанию и любым известным вам способом, чтобы получить вот такую картинку:

Урок Adobe Illustrator. Бесшовный узор из листьев.

Уже хорошо, правда? Но не будем останавливаться на достигнутом и продолжим творить наш бесшовный узор. Ведь цель была именно такая.

Расставим для начала направляющие — две штуки вертикальную ровно посередине рабочей области и горизонтальную — тоже посередине. Способов для точного расположения направляющих довольно много. Рассмотрим один из них.

Для начала информация: в иллюстраторе горизонтальная ось это ось X, вертикальная — Y. Начало координат — в левом верхнем углу (а не как в школе на уроке алгебры). По линеечкам можно сориентироваться, где ноль, там написано.

Вытаскиваем из вертикальной линейки направляющую и бросаем ее где-то посередине. Затем открываем панельку Transform либо через меню Window->Transform, либо находим дубликат этой панельки над рабочей областью справа сверху — как на скриншоте:

Урок Adobe Illustrator. Бесшовный узор из листьев. Использование палитры Transform для точного позиционирования объектов.

Точку привязки выбираем средненькую, прям по центру (видите на скриншоте слева квадратик из квадратиков и средний квадратик закрашен? — у вас должно быть тоже самое) и координату X ставим 500 (если вы послушались меня и при создании документа сделали размер рабочей области 1000x1000).

Из верхней линейки вытягивайте горизонтальную направляющую и в палитре Transform для нее устанавливаете координату 500, но уже по оси Y:

Урок Adobe Illustrator. Бесшовный узор из листьев. Создание направляющих.

Теперь я бы посоветовала заблокировать направляющие, иначе есть вероятность случайно задеть их курсором и сдвинуть с места. Для этого выполните команду View->Guides->Lock Guides (‹Alt›+‹Ctrl›+‹;›):

Урок Adobe Illustrator. Бесшовный узор из листьев. Блокировка направляющих.

Возьмите инструмент Rectangle Tool ‹M›:

Урок Adobe Illustrator. Бесшовный узор из листьев. Выбор инструмента Rectangle Tool.

и нарисуйте им прямоугольник высотой примерно до середины листа в верхней части иллюстрации, можно даже перекрыть по краям рабочую область. Цвет не имеет значения.

Урок Adobe Illustrator. Бесшовный узор из листьев. Рисование прямоугольника инструментом Rectangle Tool.

Нужно расположить его так, чтобы нижняя грань его лежала на направляющей — то есть, ровно посередине. Для этого снова используйте палитру Transform. Только теперь точку привязки поставьте вниз, а координату Y — опять же 500:

Урок Adobe Illustrator. Бесшовный узор из листьев. Позиционирование объекта при помощи палитры Transform.

Теперь выполните команду Object->Path->Divide Objects Below:

Урок Adobe Illustrator. Бесшовный узор из листьев. Разрезание объектов при помощи Divide Objects Below.

И все объекты, которые окажутся под прямоугольником окажутся разрезанными в том месте, где они пересекались с его границами. Но они будут сгруппированными. Так что берите черную стрелочку — Selection Tool ‹V› — щелкайте правой кнопкой мыши по объектам, которые пересекаются с направляющей и выбирайте во всплывающем меню Ungroup, то есть разгруппировать:

Урок Adobe Illustrator. Бесшовный узор из листьев. Разгруппировывание объектов. Ungroup.

После того, как нужные объекты будут разгруппированы выделите инструментом Selection Tool ‹V› всю верхнюю часть иллюстрации вплоть до направляющей. Если сомневаетесь в точности выделения, рекомендую приблизить иллюстрацию поближе, чтобы убедиться, что все нужные части выделены (приблизить холст — ‹Ctrl›+‹+›, отдалить — Ctrl+‹-›):

Урок Adobe Illustrator. Бесшовный узор из листьев. Выделение инструментов Selection Tool.

Снова откройте панель Transform и для верхнего узла привязки поставьте координату Y, например, 1000, чтобы отправить эту часть иллюстрации вообще за пределы рабочей области, дабы она временно не мешалась.

Урок Adobe Illustrator. Бесшовный узор из листьев. Использование палитры Transform для перемещения объектов.

Выделите часть иллюстрации, которая находится сейчас в нижней части рабочей области (под горизонтальной направляющей):

Урок Adobe Illustrator. Бесшовный узор из листьев. Выделение инструментов Selection Tool.

И в палитре Transform для координаты Y при верхней точке привязки поставьте значение 0:

Урок Adobe Illustrator. Бесшовный узор из листьев. Использование палитры Transform для перемещения объектов.

Теперь снова выделите ту часть, которая находится за пределами рабочей области:

Урок Adobe Illustrator. Бесшовный узор из листьев. Выделение инструментов Selection Tool.

и снова для НИЖНЕЙ точки привязки поставьте координату Y=1000:

Урок Adobe Illustrator. Бесшовный узор из листьев. Использование палитры Transform для перемещения объектов.

Вот так мы поменяли половинки местами:

Урок Adobe Illustrator. Бесшовный узор из листьев.

Проделайте тоже самое с правой и левой половинками, только теперь, соответственно, используя правую и левую точно привязки вместо верхней и нижней и ось координат X.

Должно получиться что-то такое:

Урок Adobe Illustrator. Бесшовный узор из листьев.

Промежутки которые появились в середине, там, где сейчас направляющие можно дополнить копиями листьев, либо дорисовать еще экземпляров кистей:

Урок Adobe Illustrator. Бесшовный узор из листьев. Результат выполнения урока.

Результат без направляющих будет выглядеть так:

Урок Adobe Illustrator. Бесшовный узор из листьев. Результат выполнения урока.

Другие уроки Adobe Illustrator






Если вам интересно попробовать себя в стоковом бизнесе - регистрируйтесь на фотобанках по этим ссылкам:

ShutterStock.com
Fotolia.com
Dreamstime.com
DepositPhotos.com
BigStockPhotos.com
Crestock.com
iStockphoto.com
Lori.ru
VectorStock.com
123rf.com

Я всегда буду рада ответить на все ваши вопросы: nataly@stockers.ru

Крупнейший в мире фотобанк, работающий по подписке и наиболее любимый авторами — доход от продаж на нем часто составляет до 60% от продаж на всех остальных фотобанках вместе взятых. Кроме фотографий и векторных иллюстраций ShutterStock также продает видеоролики, причем, для загрузки видео авторам пока даже не требуется проходить экзамен.
Хороший фотобанк, со средним объемом продаж. Подойдет начинающим стокерам, так как лоялен к качеству изображений, не требует прохождения экзамена и не требует загрузки удостоверения личности для регистрации аккаунта. Принимает фотографии, векторные иллюстрации и видео-ролики.
Один из тех фотобанков, которые можно посоветовать новичку. Экзамена на нем нет, документа для регистрации не требуется, зато к качеству работ требования не самые низкие. По доходности занимает обычно второе-третье место среди остальных фотобанков.
Молодой, активно развивающийся фотобанк с программой стимулирования авторов. Удобный интерфейс, в том числе и на русском языке.
Еще один фотобанк, который подойдет новичкам, так как не требует для регистрации ни удостоверения личности, ни прохождения экзамена. Небольшой теоретический тест по вступительному руководству — и можно начинать работать. Единственный фотобанк, который «угадывает» категории по ключевым словам.
Банеры для регистрации